лидер корпоративной прессы России
лидер корпоративной прессы России

Новые медиа

XXI век подарил нам целый набор новых средств коммуникации, основанных на доступности Интернета. Совокупно назовем их «новые медиа», хотя содержательность этого термина довольно сомнительна. Так или иначе, постараемся перечислить как сами новые медиа, так и те признаки, которые позволяют нам называть их новыми.

Начнем, пожалуй, с социальных сетей. Хотя бы потому, что большинство людей в той или иной степени имеют опыт использования их в своей личной жизни, да и в работе.

Сама по себе социальная сеть медиа не является. Это всего лишь платформа, позволяющая людям, с одной стороны, размещать какой-то контент, а с другой — в более или менее удобной форме его получать. Ваша индивидуальная новостная лента, например в «Фейсбуке», — ваше и только ваше СМИ, которое вы наполняете своими друзьями, запросами и т. д. Волшебный (закрытый для анализа) «механизм Цукерберга» будет прятать одни новости и показывать другие без вашего на то желания, но будет отзываться на ваши осмысленные действия (скрыть, убрать, добавить в друзья, видеть больше и т. д.).

Для компаний такие платформы — прекрасный способ общаться со своими клиентами. Быстрая реакция на претензию в «Фейсбуке» становится must have на рынке услуг, особенно в Москве.

Не будем также забывать и о возможности рассказывать о себе и своей компании в формате, отличном от официальных релизов и сухих отчетов. SMM — прекрасный способ найти клиентов, да и просто единомышленников, что тоже важно.

Но почему все-таки социальные сети набрали такую популярность? Как рождается эта странная зависимость, заставляющая нас раз за разом обновлять ленту новостей?

Самый простой ответ кроется вовсе не в содержании вашей новостной ленты, и даже не в механизме выбора новостей для нее. Все проще. Главную роль, конечно, играют смартфоны — простые в управлении носимые устройства, позволяющие вам в метро, на работе и на диване пользоваться любимой социальной сетью.

Именно с гаджетами связаны следующие новые медиа — мессенджеры и приложения.

Мессенджеры — новый тренд в коммуникациях. Свой канал в «Телеграмме» (это как когда-то Twitter, только без ограничения в знаках) завели уже многие известные бренды и блогеры. Плюс скорость, анонимность, шифрование, простота использования. Минусы — нет публичных дискуссий (что отчасти плюс). Для быстрого целевого обмена полезной, интересной и просто смешной информацией мессенджеры — отличная вещь!

Кстати, как и в случае с соцсетями, сами мессенджеры — не СМИ. А вот ваш канал — может быть.

Приложения — уже более сложный инструмент, тем более что разных вариантов их очень много. Есть простейшие (ими быстро обзавелись закусочные и пиццерии), позволяющие быстро выбрать ближайшую лавку и в пару кликов заказать в ней пиццу, оплатив заказ привязанной кредиткой. А есть сложные, позволяющие получать и обмениваться большими объемами информации с привязкой к географическому положению, использующие «дополненную реальность», различающие пользователей по паролям и приоритетам доступа. Фактически приложение способно буквально на все (и интегрировать ваше видео, и публиковать обсуждения в любимой социальной сети, и посылать вам уведомления), и все это, что особенно важно, не требует непрерывного пребывания в зоне доступа Интернета — многие функции действуют автономно. Второй принципиальный момент — приложение может быть настроено буквально персонально для каждого пользователя. Вопрос только в том, хватит ли у вас средств для такой кастомизации. Как раз приложение — это СМИ, и, возможно, даже нечто большее, чем СМИ, поскольку оно может быть настроено на решение очень прикладных задач — начиная с проведения конференции (то есть включать в себя и механизм регистрации, и тезисы спикеров, и возможность задать спикеру вопрос, и возможность обсудить выступление приватно или публично, даже возможность проголосовать за спикеров или организовать вечеринку после основного мероприятия!) и заканчивая, например, механизмом помощи в работе мерчандайзеров и торговых представителей (отслеживать маршруты, регистрировать поставки, ставить задачи и делиться нужной информацией).

Последний, пожалуй, тренд в новых медиа — это гибридные приложения, или оптимизированные сайты. Главная идея в том, что при наличии Интернета этот ресурс работает как идеально оптимизированный для мобильного просмотра сайт, то есть мгновенно обновляет информацию, дает доступ к большим объемам архива, позволяет использовать все преимущества HTML-верстки и т. д. С другой стороны, при отсутствии Интернета он продолжает функционировать в ограниченном режиме. Очень удобно в тех случаях, когда ваш пользователь не все время проводит в зоне доступа.

Новыми все эти каналы коммуникации делает в первую очередь следующее:

  1. Высокая оперативность обновления контента.
  2. Мультимедийность на пользовательском уровне — каждый может в два-три клика создать и загрузить аудио-, видео- или фотоконтент.
  3. Диалогичность. Вместо привычного монолога печатного или любого традиционного медиа в сфере новых медиа главное — умение выстроить диалог со своим читателем, и даже, возможно, превратить его из читателя в автора.

С изменением в этой связи самого понятия «авторство» связано немало интересных теоретических и практических рассуждений.

Но это уже тема другой статьи.